Между “Транснефтью” и Зиявудином Магомедовым, которые контролируют на паритетных началах крупнейший в стране Новороссийский морской торговый порт (НМТП), разгорается конфликт. Монополия считает, что ее позиция как акционера игнорируется, поэтому хочет сменить представляющих господина Магомедова гендиректора порта и председателя совета директоров на своих представителей — Сергея Киреева и Максима Гришанина соответственно. Решающей станет позиция федеральных чиновников, но источники говорят, что предложение “Транснефти” могут не поддержать, пишет “Коммерсантъ”.
В распоряжении издания оказалось письмо президента “Транснефти” Николая Токарева, направленное 6 февраля Зиявудину Магомедову, гендиректору НМТП Радо Антоловичу и председателю совета директоров порта Марату Шайдаеву. В связи с “неоднократным игнорированием позиции “Транснефти” и ее представителей” по ключевым вопросам управления НМТП монополия инициирует проведение в кратчайшие сроки заседания совета директоров порта. В повестку дня предлагается включить вопросы об избрании нового председателя совета директоров, о приостановлении полномочий гендиректора и проведении внеочередного собрания акционеров.
“Транснефть” предлагает избрать председателем совета директоров НМТП своего первого вице-президента Максима Гришанина. А временным гендиректором порта до избрания нового на внеочередном собрании акционеров утвердить Сергея Киреева, возглавляющего компанию “Транснефть-Сервис”. Ранее господин Киреев работал заместителем гендиректора НМТП по развитию. “Транснефть” выдвинула его также кандидатом в новый совет директоров порта. Внеочередное собрание акционеров монополия предлагает провести 30 мая. Пресс-секретарь госкомпании Игорь Демин подтвердил, что такое письмо отправлено. В группе “Сумма” от комментариев отказались. Гендиректор НМТП Радо Антолович, узнавший о претензиях от корреспондента издания, воспринял их с недоумением.
“Представители “Транснефти” никогда не высказывали никаких претензий ни к работе менеджмента в целом, ни ко мне лично,— заверил он.— Все ключевые решения — по стратегии развития, инвестиционной программе, бюджету — принимались на основе консенсуса. Рост производственных показателей по итогам прошлого года тоже не вызывал у представителей “Транснефти” и других акционеров ничего, кроме благодарности”.
НМТП — крупнейший стивидорный холдинг РФ. Активы расположены в портах Новороссийск, Приморск и Балтийск. В 2012 году грузооборот составил 158,9 млн т. На сырую нефть пришлось 110,8 млн т, на нефтепродукты — 19,4 млн т. Переваливает также зерно (7,96 млн т), черные металлы (8,6 млн т) и другие грузы. Выручка в январе—сентябре 2012 года — $785,8 млн, прибыль — $319,6 млн, чистый долг — $2,14 млрд. С 2011 года 50,1% акций НМТП через Novoport Holding Ltd. на паритетных началах контролируют “Транснефть” и группа “Сумма”. У Росимущества — 20%, у ОАО РЖД — 5%, остальные free float.
Источник в порту рассказал, что с 2011 года прошло около 35 заседаний совета директоров НМТП, “разногласий никогда не возникало”, а Радо Антолович был утвержден в должности гендиректора в июле 2012 года “при полной поддержке” “Транснефти”. Разногласия возникли в начале 2013 года, когда формировались списки кандидатов в советы директоров компаний группы НМТП. “Транснефть” впервые потребовала, чтобы в трех из девяти основных юридических лиц холдинга — “Флот НМТП”, Новороссийский зерновой терминал и “Союзфлотпорт” — ее представительство увеличилось на одного человека. Для этого нужно было либо исключать кандидатов от других акционеров, либо срочно вносить изменения в уставы компаний, поэтому монополии отказали, пояснил источник.
Он добавил, что у “Транснефти” могут также быть претензии по объемам вложений в развитие нефтерайона Шесхарис. “Но монополия до сих пор не представила менеджменту порта планы по объемам грузопотока через Шесхарис,— уточнил собеседник.— А пока даже его текущие мощности недозагружены, при максимально возможных 66 млн т в год переваливается 41-42 млн т. Без подтверждения роста перевалки менеджмент не имеет права увеличивать финансирование развития нефтерайона”.
Удастся ли “Транснефти” сменить руководство порта, во многом зависит от позиции федеральных чиновников в совете директоров НМТП. Источник в Минтрансе считает, что предложение компании вряд ли будет поддержано. “Видимо, монополия хочет большего акцента на развитие нефтеналивных комплексов,— поясняет собеседник.— Но кадровые революции должны подкрепляться вескими причинами. А сейчас показатели порта растут, например, EBITDA — в среднем на 20% в год”.
По словам участников рынка, Сергей Киреев, предлагаемый “Транснефтью” на пост временного гендиректора порта, известен в Новороссийске как один из специалистов по бункеровочному бизнесу. “В 2012 году в порту запущен мазутный терминал на 4 млн т — совместный проект НМТП и Геннадия Тимченко,— говорит один из собеседников.— С ним Сергей Киреев наверняка знает, что делать. Но опыта руководства крупными стивидорами, как у Радо Антоловича, у него никогда не было”. Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает, что по нефтеналиву у группы НМТП действительно “есть проблемы”, особенно в Приморске. “К тому же декларируются новые рискованные проекты по перевозке нефти по железной дороге, что ведет к конфронтации с ОАО РЖД,— добавляет аналитик.— Желание “Транснефти” сменить менеджмент можно понять, но компания предлагает нефтяника, а нужен логистик”. По ее мнению, можно посоветовать акционерам НМТП “присмотреться к менеджерам FESCO, которые могли бы усилить команду группы”.
|