На сегодняшнем совещании у премьера Владимира Путина “Газпром” могут подвергнуть жесткой критике. Данные Минэнерго подтверждают, что монополия в период зимних холодов сорвала поставки в Европу, а российских потребителей спасли запасы в подземных хранилищах и независимые производители газа, которые обеспечили рост потребления на пиках. “Газпрому” же так и не удалось выйти на докризисный уровень добычи. Заставить монополию работать лучше министерство предлагает путем привязки бонусов ее топ-менеджеров не к усредненным показателям по добыче и поставкам газа, как сейчас, а к пиковым, пишет “Коммерсантъ”.
Сегодня в Киришах премьер Владимир Путин проведет совещание по рынку газа. Главная тема — поставки газа в период холодов российским и мировым потребителям, сообщила вчера пресс-служба правительства. Кроме того, будет обсуждаться “ценообразование в газовой сфере” и “отношения газоснабжающих и генерирующих компаний”. Совещания рынок ждет уже неделю, на него приглашены главы всех поставщиков газа, включая “Газпром”, “Итеру” и НОВАТЭК.
Как стало известно, Минэнерго намеренно резко раскритиковало “Газпром” за его неспособность обеспечить газом как внутренний, так и экспортный рынок в период пиковых нагрузок. По словам источника, знакомого с проектом доклада министра Сергея Шматко, последний собирается рассказать, что “Газпром” уже не в состоянии адекватно наращивать добычу, и поэтому все большую роль в вопросе бесперебойных поставок газа играют независимые поставщики.
Большая часть доклада, говорит собеседник, посвящена проблемам с поставками газа в Европу в конце января—начале марта. По данным Сергея Шматко, российская газовая отрасль в 2011 году вышла на новый исторический максимум по добыче — 670,7 млрд кубометров в год. Предыдущий был в 2008 году (665,1 млрд). Но выход на новый максимум — это достижение не “Газпрома”, а независимых производителей, которые к 2008 году сумели нарастить добычу. “Газпром” же, наоборот, к тому же году ее существенно снизил и “не смог на сегодня выйти даже на докризисный уровень”. В результате в период самых серьезных холодов, когда добыча достигала максимальных 2,1 млрд кубометров в сутки (10 января), прирост обеспечивал не “Газпром”, а независимые поставщики газа, которые добывали до 500 млн кубометров в сутки.
Ситуация с газоснабжением в холода осложнилась и тем, что Европа запрашивала больше, чем обычно (до 575,3 млн кубометров, что больше на 14,5% стандартной заявки), а Средняя Азия, наоборот, сократила поставки (81 млн кубометров в сутки вместо обычных 85 млн кубометров). В результате экспорт в Европу был, по версии Минэнерго, сорван: в общей сложности с 30 января по 17 февраля в ЕС было недопоставлено 1,4 млрд кубометров газа. Тяжелее всего было на направлении экспорта через Украину (минус 1,16 млрд кубометров), а по времени — в самом начале февраля, когда Европа запрашивала 560-570 млн кубометров российского газа, а получала не более 420-430 млн.
В России кризисной ситуации удалось избежать, график N1, ограничивающий поставки газа промышленным потребителям в пользу ЖКХ, этой зимой не вводился. Но “Газпром” в период пиковых холодов добычу газа не увеличивал. Максимумы потребления были пройдены за счет отбора из подземных хранилищ и роста поставок независимых производителей — именно это позволило обеспечить потребление на уровне 2,7 млрд кубометров в сутки.
В результате Минэнерго предлагает активнее поддерживать независимых производителей газа как опору и основную точку роста отрасли (в том числе за счет беспрепятственного доступа к газопроводам “Газпрома”), параллельно усилив контроль над не оправдывающей ожиданий монополией. В частности, Сергей Шматко хочет попросить премьера дать Минэнерго полномочия согласовывать инвестпрограмму “Газпрома” и контролировать ее исполнение. Также “Газпрому” следует вместе с Минэнерго разработать пятилетнюю программу развития мощностей. Стимулировать руководство монополии к этому развитию министерство предлагает, введя в показатели производственной деятельности “Газпрома” максимальные объемы добычи и отбора газа. Причем эти показатели должны учитываться при расчете “эффективности руководства “Газпрома” и его премировании”.
В “Газпроме” и Минэнерго сегодняшнее совещание не комментируют. Неофициально в структурах, близких к “Газпрому”, говорят, что от Сергея Шматко, “который работает под Игорем Ивановичем (Сечиным, вице-премьером по ТЭК.— ред.), ничего другого и не ожидали”. Игорь Сечин вместе с руководством “Газпрома” уже принимал участие в совещании Владимира Путина о поставках газа в период холодов в феврале, но тогда жесткой критики в адрес “Газпрома” не было. Но она некстати именно сейчас, отмечает один из собеседников, когда обсуждается распределение сфер влияния после смены премьера и президента России. Например, на рынке опять ходят слухи о том, что “Газпром” начнут делить, выводя из монополии газопроводы, а добычу отдавая независимым производителям газа. Впрочем, большинство источников подчеркивают, что “такие разговоры идут давно и безрезультатно”.
Ключевые потребители газа уже сами начинают активно делать выбор в пользу независимых поставщиков. Например, “Э.ОН Россия” (экс-ОГК-4, принадлежит немецкой E.ON) покупает у них основные объемы топлива, в первую очередь у “Сургутнефтегаза”. На долю “Газпрома” приходится менее 20% потребления, пояснили в генкомпании. В “Интер РАО” отметили, что сейчас у “Газпрома” холдинг покупает лишь треть необходимого газа, остальные объемы приобретаются у независимых поставщиков. Более 50% топлива в прошлом году “Интер РАО” закупила у НОВАТЭКа, в дальнейшем эта доля может вырасти до 70%. Основным преимуществом независимых производителей газа является более гибкая договорная и ценовая политика, в частности, отсутствие требования take-or-pay, пояснили в энергохолдинге.
С большинством тезисов Сергея Шматко глупо спорить, говорит Виталий Крюков из “ИФД-Капиталъ”. И за неспособность “Газпрома” гибко и оперативно наращивать поставки, за слаборазвитую систему его ПХГ монополию упрекали уже неоднократно, поясняет аналитик. Однако он не берется предположить, будет ли готов премьер поддержать предложения министерства о контроле над инвестпрограммой “Газпрома” и изменении системы начисления бонусов его топ-менеджерам.
Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” называет предложения Минэнерго “здравыми”, потому что “сейчас, когда в целом в мире серьезно меняется картина в энергетике — и по запасам, и по добыче, и по потреблению — за такой структурой, как “Газпром”, необходим гораздо более жесткий контроль”. Господин Нестеров напоминает, что США через восемь лет обещают едва ли не полностью обеспечить себя как собственной нефтью, так и газом, “причем самыми дешевыми в мире”. Потребитель газа меняется (от промышленности к рознице), говорит он, но несмотря на все эти тенденции “Газпром” “по-прежнему рассказывает нам о том, что газ будет дорожать и что мы должны ориентироваться исключительно на рынок Европы”. Аналитик заключает, что монополии “очевидно, не хватает гибкости”.
|